Данилов Юлий - Научная Фантастика И Фантастическая Наука
Юлий Данилов
НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА И ФАНТАСТИЧЕСКАЯ НАУКА
Путь в науку всегда был труден: об отсутствии царского пути в нее знали,
если верить преданию, еще древние греки. Со временем трудности лишь растут.
Увеличивается, причем очень быстро (экспоненциально), объем знаний, которыми
нужно уверенно и активно овладеть для того, чтобы вести самостоятельное
научное исследование. Возрастает степень абстрактности научных понятий: дышать
в разреженной атмосфере современных научных построений ничуть не легче, чем на
вершине Джомолунгмы. Усложняется экспериментальная техника. Все более
труднодоступными становятся объекты научного исследования. И все же, при всех
колебаниях конъюнктурного характера, число тех, кто жаждет посвятить себя
науке, никогда не падает до нуля.
Не будем пытаться объять необъятное и в коротком предисловии давать
исчерпывающий ответ на далеко не простой вопрос о причинах притягательности
науки для юных умов и тренированного мозга профессионального ученого
(тривиальное объяснение, состоящее в том, что юные адепты не представляют себе
реально истинного масштаба ожидающих их трудностей, а зрелые мужи науки зашли
слишком далеко, чтобы прерывать свои многотрудные штудии, мы отвергаем как
глубоко неверное). Обратим лишь внимание на одну ипостась науки: ее
фантастичность, несмотря на неукоснительное следование непреложным фактам.
Потребность одного из величайших чудес мира - человеческого мозга, познающего
не только окружающую Вселенную, но и самого себя, - в игре, в полете
воображения находит в науке, пожалуй, наиболее полное выражение и
удовлетворение, доставляя причастным к ней истинно эстетическое наслаждение.
Дело в том, что современная наука с присущей ей глубокой дифференциацией и
жесткой специализацией едина и фантастична. Кто из писателей-фантастов не
позавидует ученым, восстанавливающим законы праязыка, объясняющим
специализацию тканей развивающегося зародыша, работающим над Теорией Великого
Объединения, открывающим вещества с неслыханной ранее ("запрещенной")
симметрией, постигающим то общее, что прячется за хаотическим нагромождением
привходящего ?
Трудность пути в современную науку рождает мифы о чудесных способах
постижения ее тайн сверходаренными вундеркиндами. Такое действительно бывает
(вспомним хотя бы замечательного индийского математика Сринивасу Рамануджана),
но очень редко. Обычный путь тернист и долог. Но тех, кто чувствует в себе
призвание, не устрашат никакие трудности.
Научная фантастика, как и фантастическая наука, рождена игрой ума. Живя по
законам литературы, она опирается на другие доводы, ее правда - это
художественная убедительность образа, а не жесткая правда логического
доказательства или достоверность экспериментального факта. Научная фантастика
не заменяет, а дополняет науку, трактуя проблемы жизни и смерти, добра и зла,
морали и этики, разыгрывая ситуации, реальные при всей своей фантастичности,
показывая реалии науки в новом, необычном ракурсе.
И в соединении, казалось бы, несоединимого - реальности факта и полета
фантазии - то общее, что объединяет фантастическую науку и научную фантастику.