Даль Владимир Иванович - Из 'матросских Досугов'
B.И.Даль
Из "Матросских досугов"
ПЕРВЫЙ КОРАБЛЬ
В 1697 году Царь Петр Великий, находясь в Голландии для личного
изучения корабельного мастерства, заложил своими руками и строил с помощью
взятых им с собой из России дворян и голландских плотников 60-ти пушечный
корабль, длиною во 100 футов, во имя Петра и Павла. Он был спущен, вооружен,
оснащен и отправлен в Архангельск - тогда еще у нас балтийского поморья не
было, оно было шведское, - и этот корабль, к которому царь ходил на работу с
топором за поясом, был первый русский военный линейный корабль.
Но первые корабли русской постройки сделаны были в Воронеже, на верфи,
основанной в 1694 году; в 1696-м первая донская флотилия, спущенная на воду,
состояла из 2 военных кораблей, 25 галер, 2 галеасов и 4 брандеров и из
Воронежа прошла Доном в Азовское море. 40-ка пушечный фрегат "Ластка" в 1699
году был первым нашим военным судном на Черном море; он отвез русского
посла, думного дьяка Емельяна Украинцова, в Царьград и нечаянным появлением
своим там перепугал турок и наделал много тревоги.
После Воронежа верфь заложена была в Брянске, потом, для каспийского
флота, в Нижнем; затем, после завоевания Невы и основания северной столицы,
Петр Великий в 1704 году начал там строить суда; а в то же время корабли
строились в Архангельске и покупались у англичан и голландцев.
Таким образом, прозорливый царь в несколько лет создал гребной и
парусный флоты на всех сопредельных нам морях, видя, что без этого пособия
не быть у нас свободной торговле, ни даже крепости государству. Только с
этого времени Россия стала выходить из-под зависимости Швеции и Турции, а
вскоре сделалась и победительницей над ними.
ЧЕСМЕНСКОЕ СРАЖЕНИЕ
В турецкую войну нашу 1769 года государыня императрица Екатерина II
повелела готовиться балтийскому флоту в поход, в Средиземное море, чтобы
побеспокоить турок с того конца, где они русских не ожидали. Изготовлено
было 7 кораблей, 1 фрегат, 1 бомбардирское судно, 6 транспортных судов и
начальство над ними поручено адмиралу Спиридову. 17 июля государыня сама
посетила флот на кронштадтском рейде и благословила адмирала орденом Св.
Александра Невского. На другой день флот снялся, имея 8 рот пехотных солдат
и 2 роты артиллерии, для десанта.
После разных похождений, при которых некоторые корабли отстали, другие
зашли в иностранные порты, один транспорт разбился в Категате, а один
корабль и вовсе покинут был в Англии, флот наш собрался к зиме в Средиземном
море. Придан был еще контр-адмирал Эльфинстон, с тремя кораблями, двумя
фрегатами и несколькими транспортами, а главное начальство на море и на суше
принял граф Алексей Григорьевич Орлов. Всю зиму флот занят был блокированием
или занятием турецких городов и крепостей, то высадкой, то сбором туг и там
войска, в подкрепление грекам; но по бестолочи их, своевольству, непривычке
к порядку и послушанию все попытки их, даже при нашей помощи, были довольно
неудачны. Весной 1770 года турецкий флот вышел из Цареградского пролива и
через Дарданеллы; тогда флот наш всеми силами пустился на поиск за ним.
Контр-адмирал Эльфинстон, с тремя кораблями и фрегатом, первый открыл,
в половине мая, неприятеля за мысом Св. Ангела, на самой южной оконечности
турецкого полуострова Морей. Адмирал спустился на турецкий флот, несмотря на
слабость свою, и завязал было сражение; но турки уклонились и при затиши
успели уйти буксиром в залив Навплию.
На другой день подул нам противный ветер; эскадра гнала к ветру подо
вс