cb527180

Гусев Владимир - Патетика Будней



Вл.Гусев
Патетика будней
---------------------------------------------------------------------
Книга: С.Рыбас. "Что вы скажете на прощанье?". Повести и рассказы
Издательство "Молодая гвардия", Москва, 1983
OCR & SpellCheck: Zmiy (zmiy@inbox.ru), 10 марта 2002 года
---------------------------------------------------------------------
Разная бывает литература. По иным произведениям мощно судить о
состоянии скрытого "духа общества", души отдельного человека в такую-то
эпоху, однако же из них немного можно вынести в смысле "фактологии" самой
эпохи, уклада ее. Много ли мы узнаем о 30-х годах XIX века из "Страшной
мести" Гоголя, где действуют колдуны, святые и ведьмы? Что запомним о
гвельфах и гибеллинах из "Божественной комедии" Данте? Кое-что, но немного.
Значение таких произведений в ином; в них нет конкретной социологичности.
Бывают же произведения вовсе не такого масштаба, тем не менее куда
более близкие конкретике эпохи как таковой. Не давая нам "последних" глубин
жизни, они дают ее фактологию и социологию. О "быте" эпохи лучше всего
узнавать именно из таких произведений. Гении "ненадежны", они позволяют себе
вольности.
Все это не к тому, что Святослав Рыбас - главный бытописатель нашей
эпохи. Этого нет. Да он на это и не претендует даже, так сказать, и на
уровне стиля. Пишет он настолько просто и порою сухо, что тут иногда видна
даже и сознательная установка. Никаких излишних психологизмов,
"изобразительных средств", все ясно, информативно.
Герои его - средние интеллигенты, жители современного города.
Об интеллигентах как горожанах и о горожанах как интеллигентах нынче
написано много. Со времен появления цикла последних повестей Трифонова
рассуждения на данные темы не сходят со страниц и прозы и критики. Согласия
нет. Многие сильно сердиты на этих интеллигентов: как на героев, так и на
авторов. Они и "псевдо", и "полу", и обыватели, и мещане, и рефлектирующие,
и безнравственные, и что там еще.
Как сказать? Истинный интеллигент на то и интеллигент, что никогда не
становится в позу, не замазывает своих недостатков, а сознает или пытается
осознать их. А это первый шаг к преодолению.
И что из того, что эта откровенность интеллигента с обществом и с самим
собой обнажает его фланги, позволяет досужим людям взять его, "теплого", с
тылу. А зачем откровенничал? "Не выноси сор из избы", и все будут считать
тебя и нравственным, и добрым, и нерефлектирующим.
С.Рыбас пишет своих героев в объективной манере и не скрывает
каких-либо их качеств, интересных с точки зрения подлинных характеристик.
Его герои говорят, например, о карьере, употребляя само это слово, притом
без особой иронии. Хорошо ли это? Плохо. Извечная красная тряпка для
очередных морализаторов от критики. Но как сказать? Герои Рыбаса: Устинов
(роман "Стеклянная стена"), Никифоров (повесть "На колесах"), Морозов (роман
"Варианты Морозова") и другие на деле лучше, чем выглядят в собственных
устах. Они не боятся слов, бравируют ими - это водится за интеллигентами, но
дела-то их иные.
Они хорошо работают на своих то важных, то менее важных работах и умеют
постоять за принцип и за истину. Они испытывают сильные и благородные
чувства в ответственных ситуациях, как герой в случае болезни матери в
романе "Стеклянная стена". Наконец, не такие уж они хлюпики по семейной
части.
На этом следует остановиться особо, так как данная сторона
интеллигентского "бытия" вызывает в последние годы особо пристальное и
неприязненное внимание в определенных,



Назад