Гурский Олег - Единое Нечто
Гурский О.
ЕДИНОЕ НЕЧТО
Философская фантазия
В каждую эпоху прогресса земной цивилизации взгляд и мысль человека
проникают все глубже во Вселенную, а представления о ней становятся все более
конкретными. В бесконечном для познания мире, который здесь условно именуется
Абсолютной Вселенной (сокращенно А-Вселенная), с древнейших времен
человеческой истории образовалась вселенная "для нас" - то есть в той или иной
мере доступная людям для изучения область мирового пространства. Общий объем
космологических знаний человечества, находясь в зависимости от уровня его
прогресса, меняется и качественно - в сторону все большей объективности.
Однако вселенная "для нас" всегда в какой-то мере останется понятием
субъективным, следовательно, никогда не будет эквивалентна А-Вселенной.
Субъективность понятия вселенная "для нас" связана не только с ограниченным в
каждую эпоху объемом знаний об А-Вселенной, но и с ограниченностью
воспринимающих возможностей человеческого организма и приборов. Иначе говоря,
ни сам человек с его пятью-шестью органами чувств, ни любые изобретенные (или
могущие быть изобретенными) людьми приборы никогда не дадут исследователю
возможности увидеть, почувствовать, наконец, осознать А-Вселенную во всем
бесконечном разнообразии ее проявлений.
В стремлении учитывать как можно полнее многосторонность и сложность
взаимосвязи "Вселенная - познающий ее субъект" заключено непременное условие
объективного подхода к исследованию мироздания.
Будучи наивысшим единством всех содержащихся в ней противоположностей,
Вселенная не может быть для человека ни только конечной, ни только
бесконечной.
В привычном людям мире "конечных" (размерных) вещей, даже во вселенной
"для нас" системы счета и мер применимы постольку, поскольку дают
приближающееся к истинному представление о конечной стороне тел, областей,
процессов, состояний и так далее.
Однако по отношению к А-Вселенной любая система счета, мер неприменима,
так как бессильна объяснить вторую, глубоко скрытую от человека сущность
А-Вселенной - ее бесконечность (неизмеримость), значит, не может дать
истинного, полного представления о ней.
Известный пример: атом в сравнении с Землей исчезающе мал. Но ведь то же
самое относится к Земле по сравнению с нашей Галактикой или к Галактике по
сравнению со вселенной "для нас".
Не раз в истории науки подтверждалась мысль В. И. Ленина: электрон
неисчерпаем. Неисчерпаема и любая иная микрочастица и субчастица. Со все более
глубоким проникновением в микросистемы их сложность, вероятно, нисколько не
уменьшится. Вряд ли наступит момент, когда будут достигнуты некие "абсолютно
малые точки", растворяющиеся затем в "абсолютное ничто".
Полагают, что в так называемом едином Кольце материи "бесконечно малое"
смыкается с "бесконечно большим" (Г. Свечников. Ленинская идея неисчерпаемости
материи в современной физике. "Коммунист", 1965, No 7; М. Емцев, Е. Парнов.
Уравнение с Бледного Нептуна. "Молодая гвардия", 1964). С этим взглядом па
природу материи трудно не согласиться - в нем присутствует диалектика:
единство крайностей - микро- и мегамира, их неразрывность,
взаимопроникновение, взаимопереход.
Однако диалектику перехода от "ультрамалого" к "сверхгигантскому" вряд ли
следует понимать так, что где-то в едином Кольце материи находится особый
"спай", в котором совершается чуть ли не магический переход от субчастиц к
метагалактикам и галактикам. В природе это, несомненно, происходит проще и
"естественнее". И если бы кт