Гуревич Георгий - Таланты По Требованию
ГЕОРГИЙ ГУРЕВИЧ
ТАЛАНТЫ ПО ТРЕБОВАНИЮ
ЗАМЫСЕЛ
ТЕМА
Человеческая жадность подсказала мне эту тему, но не презренное
вещелюбие, а иного рода жадность.
Так все интересно на этом свете! Все хочется осмотреть и рассмотреть,
понять и взвесить, испробовать и прочувствовать. Чтобы осмотреть, можно
сделать героя географом или даже космонавтом, поскольку сверху виднее.
Чтобы рассмотреть, лучше, наверное, быть художником: это самый зоркий и
внимательный к деталям народ. Чтобы понять - физиком, чтобы взвесить -
математиком. А чтобы прочувствовать - композитором, и еще садовником, и еще
механиком,. акробатом, шахтером, изобретателем, моряком...
К сожалению, жизнь коротка, на все не хватит. Даже не рекомендуется
гоняться за десятью зайцами, время упустишь, ни одного не поймаешь. Надо
учиться, потом опыт набирать, как следует поработать, оправдывая ученье. А
там уже и за сорок, не всякий захочет за парту рядом с юнцами, не всякий
сумеет учиться наравне с ними. Да и есть ли талант к любой профессии: и к
математике, и к медицине, и к музыке? Ничего не поделаешь, приходится одной
держаться, предопределенной генами, подтвержденной дипломом.
И отказался бы я от этой непедагогичной темы, если бы жизнь сама не пошла
на сближение к ней.
Умирать никому не охота, наука силится удлинить срок человеческой жизни.
И удлинит - до ста лет и далеко за сто. Тогда сорокалетние будут как бы
юношами, никто не осудит их за непостоянство, за желание новому делу себя
посвятить. А темпы развития все убыстряются, уже и сейчас переучиваться
надо беспрерывно, новейшей техникой овладевать. Целые профессии уходят на
пенсию. Много ли в наше время кучеров? Уже и слово такое вышло из
обихода... Четверть века назад утвердилась кибернетика, всюду стали нужны
программисты. А завтра изобретут самопрограммирующуюся ЭВМ, и программисты
пойдут переучиваться в наладчики. Волей-неволей многим придется
переквалифицироваться. Но может ли, скажем, талантливый механик стать
талантливым агрономом?
Вот и сформулирована тема: таланты меняются по требованию.
ОБОСНОВАНИЕ
Фантастика бывает разная: предлагающая и отрицающая.
Опровергателям можно только позавидовать. Берет такой деятель чужую идею,
заманчивую на первый взгляд, и показывает, как она в действительности
смешна, нелепа, непрактична, вредна, даже опасна. "Ох уж эти фантазеры,
напридумали на нашу голову!"
Почему я никогда не писал отрицающей фантастики? Да как-то не волнует
меня чистое разрушения, слишком легким кажется. Но читатель у меня
придирчивый. "Сменные таланты? - спросит он. - Хорошо бы, конечно... Только
что такое талант? Где он в мозгу? В каком месте?"
Ладно, придирчивые, давайте разбираться в мозгу. Впоследствии, когда я
сяду за полнометражный текст, придется включить сюда целую главу о строении
мозга и приложить к ней цветную таблицу с нумерованными кружочками,
стрелками и непонятными латинскими названиями. Но для замысла латынь и
таблица не нужны. Ведь и на самой подробной карте мозга не отмечены "ячейки
таланта". И для нас важнее другое. Что такое мозг вообще?
Мозг - это орган, задача которого - обрабатывать полученную информацию и
руководить действиями тела.
Информация - обработка - действие. Три этапа! Информация приходит извне -
через глаза, уши, нос - и изнутри: голоден, болен, устал... И мозг
приступает к ее обработке.
Она тоже включает три этапа: понимание - оценка - решение. Природа
отрабатывала их механизмы добрый миллион лет: добавляла, уточняла,
дублировала. Стар